Вот это энергия!

Фото: www.gazetasv.ru

Обращаюсь к пассажирам самолета ИЛ-96, которых когда-либо судьба сведет в салоне с работником энергоцентра «Ярега». Если человек скажет о том, что двигатели, которые стремительно несут по небу многотонный самолет, помогают нефтяникам добывать и перерабатывать нефть, верьте – это сущая правда! На лайнере установлены четыре турбовентиляторных двигателя ПС-90ГП-25 (мощность позволяет переносить более 300 пассажиров на расстояние до 13 000 километров), а на энергоцентре – три, вырабатываемой ими электроэнергии с лихвой хватает, чтобы обеспечить потребности всех промышленных площадок Ярегского месторождения на площади 40 квадратных километров, а также Ухтинского нефтеперерабатывающего завода.

Энергоцентр «Ярега» запущен в эксплуатацию в 2017 году. Площадь застройки составила 57 239 квадратных метров. На его возведение ушло порядка 2,5 тысячи кубов бетона различных марок, было смонтировано около 1 000 тонн металлоконструкций. Реализация проекта позволила решить вопрос энергодефицита на развивающемся нефтепромысле. Вырабатываемого здесь электричества вполне достаточно для покрытия нагрузок таких крупных промышленных узлов, как водоподготовительная установка ВПУ-700, пункт подготовки и сбора нефти (ППСН) «Ярега», три нефтешахты.

Попутно с генерацией электроэнергии вырабатывается пар, который закачивается в подземные пласты для добычи высоковязкой нефти. Мощность нового промышленного объекта составляет 75 мегаватт, а выработка пара – 120 тонн в час. С его появлением начался новый этап освоения Ярегского месторождения.

В связи с запуском энергоцентра экологическая составляющая производства на Ярегском месторождении поднялась на новую ступень. Режим работы всех узлов и агрегатов энергоцеха продуман так, чтобы не нанести природе никакого ущерба. На каждом производственном объекте осуществляется сбор и утилизация промышленных отходов. Для их переработки построены комплексные очистные сооружения.

 

И вместо сердца пламенный мотор

Энергоцентр «Ярега» работает по схеме ГТУ-ТЭЦ, которая предполагает использование утилизированного тепла для нужд основного производства. В качестве топлива для газотурбинных установок применяется природный газ.

Чтобы помочь лучше разобраться в том, какую пользу приносят авиадвигатели на нефтяном месторождении, мне выделили провожатого. Машинист ГТУ Сергей Чукичев в прошлом был тесно связан с авиацией – десять лет отработал авиатехником. Здесь уже второй год. Его главная задача – чтобы турбина работала как швейцарские часы и даже лучше.

Первое, на что обращаешь внимание, оказавшись в помещении машинного зала, так это гул турбин, похожий на авиационный. Разговаривать приходится, повышая голос.

– Вот входное устройство турбины ПС-90ГП-25, – рассказывает Сергей Михайлович. – Расположено оно в вертикальной шахте, вверху которой находится система фильтров. Воздух проходит через них, очищается и поступает в двигатель. Пройдемте. Вот и он.

Понимая, что перед ним гуманитарий чистой воды, сопровождающий старается избегать в пояснениях сложных технических терминов. Впервые рассматриваю так близко реактивный двигатель. Такое ощущение, что нахожусь в сборочном цехе завода и передо мной только-только собранное изделие, еще без кожуха-обтекателя. Вот-вот за ним приедет погрузчик и увезет для установки в самолет. Но понимаю – у этого агрегата и его двух собратьев другая судьба. Они все время проведут здесь, на земле.

– Это и есть турбина? – уточняю.

– Вернее, газотурбинный двигатель. Адаптирован он для работы на земле, – поправляет меня собеседник и объясняет далее. – Вот эти многочисленные трубочки для промывки двигателя, а вот это уже компрессор, это поворотные лопатки. Вот камера сгорания, куда подается сжатый в компрессорах высокого и низкого давления воздух. Происходит разогрев. И если в реактивном двигателе на самолете в конце установлено сопло, откуда вылетает огненная струя, поднимая лайнер ввысь, то здесь «висит» ГТУ. Полученная от сжатия воздуха энергия переходит через редуктор в энергию вращения генератора и начинает вырабатываться электроэнергия. Идем дальше.

Подошли к котлу-утилизатору, в котором выхлопными газами нагревается вода, превращаясь в пар. Он подается в общий коллектор, а оттуда распределяется на нужды НШУ «Яреганефть».

– А если снять этот двигатель, можно его будет поставить на самолет? – любопытствую я.

– Можно, но после небольшой переделки. Такого типа двигатели, насколько мне известно, стоят на самолетах ИЛ-96. За время эксплуатации этот тип самолета зарекомендовал себя как самый безопасный. Надежный в работе, легкий в обслуживании, – рассказывает Сергей Чукичев.

 

Первым делом ГТУ

Следующий пункт экскурсии – операторная. В отличие от машинного зала здесь царит тишина, которую нарушают лишь человеческие голоса да еле уловимый шум работающих системных блоков. Щит управления расположен на втором этаже. Его глаза и уши – АРМы (автоматизированное рабочее место) операторов и видеокамеры, установленные везде, что позволяет осуществлять полный контроль работы всех узлов и механизмов.

Если пилот ИЛ-96 контролирует работу двигателей по многочисленным панелям и экранчикам приборов и датчиков, то перед глазами машиниста газотурбинной установки Дмитрия Малахова два монитора. На них отображается более ста параметров работающих ГТУ. Осуществляется и визуальный контроль оборудования – обходы каждые два часа. Работа ответственная, но молодой специалист отлично справляется с возложенными на него обязанностями.

В 2017 году Дмитрий окончил Ульяновский государственный технический университет. Получил диплом по специальности «Промышленная энергетика и теплотехника». В июле этого года исполнится ровно год, как вчерашний студент из Башкирии приехал на Север. Это его первое место работы.

– Рад, что тружусь в рядах большой дружной команды ЛУКОЙЛа, – говорит молодой человек.

По его словам, адаптация проходила нелегко. Одно дело сидеть на лекциях в аудитории, другое – применять полученные знания на практике. В течение месяца парень проходил стажировку. Пришлось читать много технической литературы, изучать тонкости специальности. Теперь сложности позади, и, по словам машиниста, он здесь чувствует себя в своей тарелке.

Вся мощь энергоцентра чувствуется на запуске. Когда громадина установки оживает, появляется звук. Гул такой же, как на аэродроме при взлете самолета.

– Когда даешь команду к запуску, все происходит не сразу, а через какое-то время. Сначала компьютер проверяет готовность систем к работе, и только потом начинается рабочий цикл, – рассказывает Дмитрий.

В случае нештатной ситуации оператор тут же узнает об этом благодаря нескольким уровням оповещения. Сначала раздастся звуковой сигнал, затем на мониторе появится световой сигнал (моргает полоса определенного цвета, в зависимости от ситуации).

 

Полет без крыльев

– Что делается для бесперебойной работы энергоцентра «Ярега»? – задаю вопрос заместителю начальника Ярегской ТЭЦ Роману Разумееву.

– Для этого существует оперативный руководитель в лице начальника смены и персонал. По каждому направлению есть свой ведущий инженер, который непосредственно отслеживает положение дел на вверенном ему участке. У него, соответственно, есть подчиненные, которые проверяют работу узлов и агрегатов. Составлены графики осмотров и обходов, проведения ППР (планово-предупредительных работ). Главное – бдить. Каким бы совершенным оборудование не было, необходим полный контроль. И он присутствует в полной мере. Так же с нами работают специалисты завода-изготовителя турбин. Они непосредственно осуществляют обслуживание своего оборудования. Устраняют любые замечания, поступающие в процессе эксплуатации. Правда, за все время работы серьезных проблем не было, – отвечает Роман Викторович.

Применение высокотехнологичного инновационного оборудования привело к тому, что, несмотря на свои внушительные размеры, работает здесь не так уж и много сотрудников. Количество обслуживающего технического персонала ТЭЦ – 65 человек. В основном, это жители Республики Коми.

На сегодняшний день из трех энергоблоков работают только два. Третий в резерве. Функционирующие генераторы вырабатывают по 17 мегаватт электроэнергии и 28 тонн пара в час. Таким образом, за сутки объем вырабатываемого пара составлял 1 310 тонн, электроэнергии 807 мегаватт.

Вырабатываемой ГТУ-ТЭЦ электроэнергии хватает с лихвой. Имеется двойной запас прочности, повышение потребления пара или электроэнергии не застанет врасплох.

Завершив знакомство с энергоцентром и его персоналом, вышел к проходной, где ждал автомобиль. В небе над головой медленно таяли два инверсионных следа от пролетающих самолетов. Вдали затихал рокот реактивных двигателей. Мне показалось, они знают о существовании на земле трех родственников и по-своему приветствуют их:

– Как там живется – без высоты и облаков?

А в ответном гуле несется:

– Спасибо. Хорошо! Здесь работа тоже нужная и интересная. Так что полет нормальный!

1 310 тонн пара и 807 мегаватт электроэнергии в сутки вырабатывает Ярегская ТЭЦ

Петр БОБРАКОВ

 

 
По теме
​Окружные власти прорабатывают возможность покупки томографа за счет средств Президентского гранта - Info83.Ru Как сообщил руководитель Департамента здравоохранения, труда и социальной защиты населения НАО Сергей Свиридов, на этой неделе необходимый пакет документов будет направлен в Москву.
18.08.2018
Откровенный разговор - Няръяна вындер «НВ» возвращается к разговору на расширенной коллегии прокуратуры НАО, где подводили итоги работы представителей закона в первом полугодии 2018 года и обозначили задачи по повышению эффективности прокурорского надзора и
18.08.2018
 
​Окружные власти прорабатывают возможность покупки томографа за счет средств Президентского гранта - Info83.Ru Как сообщил руководитель Департамента здравоохранения, труда и социальной защиты населения НАО Сергей Свиридов, на этой неделе необходимый пакет документов будет направлен в Москву.
17.08.2018
3 2 - Северные ведомости Рост объемов добычи высоковязкой нефти Ярегского месторождения невозможен без расширения парогенерирующих мощностей.
10.08.2018
 
1 1 1 - Северные ведомости Увеличение объемов добычи «черного золота» Усинского месторождения приводит к необходимости расширять мощности по подготовке нефти товарного качества.
10.08.2018
 
Откровенный разговор - Няръяна вындер «НВ» возвращается к разговору на расширенной коллегии прокуратуры НАО, где подводили итоги работы представителей закона в первом полугодии 2018 года и обозначили задачи по повышению эффективности прокурорского надзора и
18.08.2018 Няръяна вындер
Увеличение объемов добычи «черного золота» Усинского месторождения приводит к необходимости расширять мощности по подготовке нефти товарного качества.
10.08.2018 Северные ведомости
Рост объемов добычи высоковязкой нефти Ярегского месторождения невозможен без расширения парогенерирующих мощностей.
10.08.2018 Северные ведомости
Усинское месторождение, несмотря на многолетнюю эксплуатацию, по-прежнему остается в числе перспективных.
06.08.2018 Северные ведомости
В отношении молодого человека проводятся проверки. В Нарьян-Маре в субботу, 18 августа, примерно в семь часов утра в местное отделение полиции поступило сообщение от диспетчера одной из фирм такси.
20.08.2018 ИА Невские Новости
Решается вопрос о возбуждении уголовного дела. В Нарьян-Маре в полиции поступило заявление о том, что мужчина хотел купить алкогольные напитки, расплатившись за продукцию украденной банковской картой.
20.08.2018 ИА Невские Новости
Красочные декорации, собственный кинотеатр, интерактивные шоу или видеоконференция – все зависит только от фантазии режиссеров и организаторов мероприятий.
17.08.2018 Северные ведомости
Пустозерск стал первым русским городом за Полярным кругом и одним из главных форпостов России в освоении Севера.
10.08.2018 Северные ведомости
​Делегация от НАО отправилась на финал V Спартакиады пенсионеров России - Администрация Ненецкого АО Финал Спартакиады пройдет с 23 по 26 августа в Новосибирске. Участниками станут более 600 спортсменов из 65 регионов России и стран зарубежья: Германии, Китая, Испании, Польши, Беларуси, Сербии и Казахстана.
21.08.2018 Администрация Ненецкого АО
Чемпионат мира по футболу в России завершился, а в Усинске идет подготовка к старту второго турнира по мини-футболу среди школьников.
01.08.2018 Северные ведомости