суд НАО признал законным отказ в проведении в г. Нарьян-Маре митинга, шествия и собрания в поддержку сексуальных меньшинств

      Судебная коллегия по административным делам суда Ненецкого автономного округа признала законным и обоснованным отказ в проведении в Нарьян-Маре митинга в защиту сексуальных меньшинств.

      Алексеев Н.А., Евтушенко Я.Н. и Михайлова С.А. обратились в Нарьян-Марский суд с административным иском к администрации муниципального образования «Городской округ «Город Нарьян-Мар», главе муниципального образования «Городской округ «Город Нарьян-Мар» Белаку О.О. о признании незаконным решения администрации г. Нарьян-Мара от 22 февраля 2017 г. об отказе в согласовании проведения заявленных публичных мероприятий, в частности,

      - митинга с осуждением федерального закона о запрете пропаганды нетрадиционных сексуальных отношений среди несовершеннолетних с заявленной целью «призыв к отмене федерального закона о запрете пропаганды нетрадиционных сексуальных отношений среди несовершеннолетних в России, принятого в июне 2013 г.» (дата, время начала и окончания публичного мероприятия: 5 марта 2017 г., время начала – 10 часов, время окончания – 11 часов);

      - шествия Нарьян-Марского гей-парада в поддержку толерантного отношения и соблюдения прав и свобод лиц гомосексуальной ориентации и гендерных меньшинств в России с заявленной целью «привлечение внимания общества и власти к проблемам в области соблюдения прав человека лиц гомосексуальной ориентации и гендерных меньшинств, привлечение внимания общества и власти к существующей дискриминации лиц гомосексуальной ориентации, гомофобии (ненависти к сексуальным меньшинствам), трансфобии (ненависти к гендерным меньшинствам), фашизму и ксенофобии» (дата, время начала и окончания публичного мероприятия: 5 марта 2017 г., время начала – 13 часов, время окончания – 15 часов);

      - собрания Нарьян-Марского гей-парада в поддержку толерантного отношения и соблюдения прав и свобод лиц гомосексуальной ориентации и гендерных меньшинств в России с заявленной целью «обсуждение проблем в области соблюдения прав человека лиц гомосексуальной ориентации и гендерных меньшинств в России, вопросов существующей дискриминации лиц гомосексуальной ориентации, гомофобии (ненависти к сексуальным меньшинствам), трансфобии (ненависти к гендерным меньшинствам)» (дата, время начала и окончания публичного мероприятия: 6 марта 2017 г., время начала – 13 часов, время окончания – 15 часов);

      - митинга в поддержку законодательного ужесточения наказания за преступления ненависти в отношении геев, лесбиянок, бисексуалов и трансгендеров в России с заявленной целью «призыв к внесению в Уголовный кодекс РФ понятий «сексуальной ориентации» и «гендерной идентичности» жертв в качестве отягчающих обстоятельств при совершении уголовных преступлений (дата, время начала и окончания публичного мероприятия: 5 марта 2017 г., время начала – 17 часов, время окончания – 18 часов), о возложении обязанности согласовать проведение указанных публичных мероприятий.

      Нарьян-Марский городской суд отказа в удовлетворении указанных требований с чем не согласились административные истца и обратились в суд Ненецкого автономного округа.

      Судебная коллегия по административным делам суда Ненецкого автономного округа признала, что суд первой инстанции, разрешая спор, правильно определил обстоятельства, имеющие значение для дела, дал им надлежащую правовую оценку и постановил законное и обоснованное решение. Выводы суда соответствуют обстоятельствам дела. Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену или изменение решения, судом допущено не было. Решение Нарьян-Марского городского суда оставлено без изменения, апелляционная жалоба  - без удовлетворения по следующим основаниям.

      В апелляционном определении указывается, что 22 февраля 2017 года глава г. Нарьян-Мара Федорова Т.В. уведомила административных истцов об отказе в согласовании проведения заявленных публичных мероприятий, направив им письмо, из которого следует, что заявленные публичные мероприятия нарушают запреты, предусмотренные п. 4 ч. 2 ст. 5 Федерального закона от 29 декабря 2010 г. № 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию», что послужило основанием для отказа в согласования проведения публичных мероприятий.

      Разрешая заявленные требования административных истцов и отказывая в их удовлетворении, суд первой инстанции исходил из того, что поскольку тематика и заявленные цели мероприятий были сформулированы административными истцами таким образом, что давали административному ответчику основания для предположения, что они не соответствуют положениям Конституции РФ и нарушают запреты и ограничения, предусмотренные Федеральным законом № 436-ФЗ, в связи с чем орган местного самоуправления не мог в целях законности, правопорядка и безопасности согласовать заявленные административными истцами мероприятия, а также предложить истцам иные места для проведения публичных мероприятий.

      Указанные выводы, отмечает суд апелляционной инстанции, являются правильными, поскольку соответствуют обстоятельствам дела и требованиям закона.

      Согласно правовой позиции Конституционного Суда РФ, содержащейся в определении от 2 апреля 2009 г. № 484-О-П гарантированное ст. 31 Конституции РФ право граждан Российской Федерации собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование является одним из основополагающих и неотъемлемых элементов правового статуса личности в Российской Федерации как демократическом правовом государстве ( ст. ст. 1 и 64 Конституции РФ) и может быть ограничено федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства (ч. 3 ст. 55 Конституции РФ). Данные конституционные требования, как и требование о том, что осуществление названного права не должно нарушать права и свободы других лиц (ч. 3 ст. 17) , по их смыслу во взаимосвязи с предписаниями ст. 18 Конституции РФ обращены не только к законодателю, но и к правоприменителям, в том числе судам.

      Такой подход согласуется с общепризнанными принципами и нормами международного права, закрепленными в ряде международно-правовых документов, включая Всеобщую декларацию прав человека (п. 1 ст. 20) , а также Международный пакт о гражданских и политических правах, ст. 21 которого допускает введение тех обоснованных ограничений права на мирные собрания, которые налагаются в соответствии с законом и которые необходимы в демократическом обществе в интересах государственной или общественной безопасности, общественного порядка, охраны здоровья и нравственности населения или защиты прав и свобод других лиц.

      Право на свободу собраний закреплено также в ст. 11 Конвенции о защите прав человека и основных свобод. Данное право, как указывал Европейский Суд по правам человека, являясь основополагающим правом в демократическом обществе, тем не менее в силу п. 2 ст. 11 названной Конвенции может подлежать ограничениям, которые предусмотрены законом и необходимы в демократическом обществе в целях предотвращения беспорядков и преступлений, для охраны здоровья и нравственности или защиты прав и свобод других лиц (постановления от 26 июля 2007 г. по делу «Махмудов против Российской Федерации», от 14 февраля 2006 г. по делу «Христианско-демократическая народная партия против Молдовы» и от 20 февраля 2003 г. по делу «Джавит Ан (Djavit An) против Турции»).

      Порядок реализации конституционного права граждан Российской Федерации собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование регламентирован Федеральным законом от 19 июня 2004 г. № 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях», согласно п. 1 ч. 4 ст. 5 которого организатор публичного мероприятия обязан подать в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления уведомление о проведении публичного мероприятия в порядке, установленном ст. 7 настоящего Федерального закона.

      В силу ч. 2 ст. 12 названного Федерального закона в случае, если информация, содержащаяся в тексте уведомления о проведении публичного мероприятия, и иные данные дают основания предположить, что цели запланированного публичного мероприятия и формы его проведения не соответствуют положениям Конституции РФ и (или) нарушают запреты, предусмотренные законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях или уголовным законодательством Российской Федерации, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления незамедлительно доводит до сведения организатора публичного мероприятия письменное мотивированное предупреждение о том, что организатор, а также иные участники публичного мероприятия в случае указанных несоответствия и (или) нарушения при проведении такого мероприятия могут быть привлечены к ответственности в установленном порядке.

      Согласно преамбуле и пп. «c» п. 1 ст. 29 Конвенции о правах ребенка, для защиты и гармоничного развития ребенка важны традиции и культурные ценности его народа, а государство обязано обеспечить направленность образования на воспитание уважения к культурной самобытности и ценностям ребенка, к национальным ценностям страны, в которой ребенок проживает.

      Таким образом, законные интересы несовершеннолетних составляют важную социальную ценность, при этом одной из целей государственной политики в интересах детей является защита их от факторов, негативно влияющих на их физическое, интеллектуальное, психическое, духовное и нравственное развитие.

      Обязанность органов государственной власти Российской Федерации принимать меры по защите ребенка от информации, пропаганды и агитации, наносящих вред его здоровью, нравственному и духовному развитию, предусмотрена п. 1 ст.14 Федерального закона № 124-ФЗ от 24 июля 1998 г. «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации».

    Так, согласно указанной норме права органы государственной власти Российской Федерации принимают меры по защите ребенка от информации, пропаганды и агитации, наносящих вред его здоровью, нравственному и духовному развитию, в том числе от информации, пропагандирующей нетрадиционные сексуальные отношения.

      При этом в силу п. 4 ч. 2 ст. 5 Федерального закона № 436-ФЗ от 29 декабря 2010 г. «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» к информации, причиняющей вред здоровью и (или) развитию детей, относится, в том числе, информация, отрицающая семейные ценности и пропагандирующая нетрадиционные сексуальные отношения, а в соответствии с п. 1 ст. 2 указанного Федерального закона под доступом детей к информации подразумевается любая возможность получения и использования детьми свободно распространяемой информации.

      Часть 6 ст. 10 Федерального закона № 149-ФЗ от 27 июля 2006 г. «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» запрещает распространение информации, которая направлена на пропаганду войны, разжигание национальной, расовой или религиозной ненависти и вражды, а также иной информации, за распространение которой предусмотрена уголовная или административная ответственность.

    В силу ч. 1 ст. 6.21 КоАП РФ пропаганда нетрадиционных сексуальных отношений среди несовершеннолетних, выразившаяся в распространении информации, направленной на формирование у несовершеннолетних нетрадиционных сексуальных установок, привлекательности нетрадиционных сексуальных отношений, искаженного представления о социальной равноценности традиционных и нетрадиционных сексуальных отношений, либо навязывание информации о нетрадиционных сексуальных отношениях, вызывающей интерес к таким отношениям, если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния, влечет административную ответственность.

    Согласно письменной консультации специалиста – лингвиста П., являющейся кандидатом филологических наук, доцентом кафедры русского языка и речевой культуры Северного (Арктического) федерального университета им. М.В. Ломоносова, языковой анализ фраз включающих целевые установки административных истцов и формулировки целей проведения публичных мероприятий, заявленных административными истцами, и содержащихся в уведомлениях о проведении публичных мероприятий, позволяет утверждать, что в указанных высказываниях содержится информация, пропагандирующая нетрадиционные сексуальные отношения в открытой форме, информация о гендерных меньшинствах, о явлении гомосексуальной ориентации. При этом, заявляя целевую установку предполагаемых публичных мероприятий, административные истцы осознают то, что они обнародуют информацию и намеренно желают ее обнародовать.

      Таким образом, поскольку семейное законодательство Российской Федерации исходит из необходимости укрепления традиционных семейных отношений - основанных на чувствах взаимной любви и уважения мужчины и женщины, их детей ( ст. ст. 1 , 12 , 47 СК РФ) и не предусматривает возможности воспитания детей в однополых семьях, то, принимая во внимание заявленное количество участников, формы проведения (митинг, шествие) и тематику запланированных мероприятий (осуждение гомофобного поведения, распространение информации о бисексуальности), предполагающих пропаганду нетрадиционных сексуальных отношений, такое воздействие на несовершеннолетних следует признать нежелательным по причине его потенциальной угрозы для нравственного и духовного развития детей, сопряженным с формированием искаженных представлений о социально признанных моделях семейных отношений, соответствующих общепринятым в российском обществе (и разделяемым всеми традиционными религиозными конфессиями) нравственным ценностям и представлениям о браке, семье, материнстве, отцовстве, детстве, которые получили свое формально-юридическое закрепление в Конституции РФ ( ч. 2 ст. 7 ; ч. 1 ст. 38 ; п. «ж» ч. 1 ст. 72 ).

      Исходя из того, что в соответствии со ст. 2 Федерального закона «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» любое публичное мероприятие является открытой, доступной каждому, акцией, имеющей целью свободное выражение и формирование мнений, а также выдвижение требований, учитывая намерение административных истцов провести публичные мероприятия с заявленными выше целями в дневное время, в местах, расположенных в центре г. Нарьян-Мара, предполагающих присутствие большого количества людей, судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции, что эти мероприятия несомненно окажут информационно-психологическое воздействие на неограниченный круг лиц, в том числе и несовершеннолетних, которые, очевидно будут находиться в местах их проведения, так как в тех местах, где административные истцы планировали провести публичные мероприятия сосредоточено большинство культурно-массовых и детских учреждений (Дворец культуры «Арктика», городской Дом культуры, детская библиотека, музей, детские сады, школы и т.п.) г. Нарьян-Мара, посещаемых детьми.

      На основании изложенного, суд Ненецкого автономного округа согласился с выводами Нарьян-Марского городского суда, что цели заявленных публичных мероприятий направлены на пропаганду нетрадиционных сексуальных отношений, запрещенную в России среди несовершеннолетних, и нарушают запреты, предусмотренные законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях, а также Конституцией РФ, что возлагает на органы государственной власти Российской Федерации и органы местного самоуправления, в силу требований законодательства, принимать меры по защите ребенка от информации, пропаганды и агитации, наносящих вред его здоровью, нравственному и духовному развитию.

      Судебная коллегия по административным делам отметила, что доводы апелляционной жалобы о том, что цель заявленных административными истцами публичных мероприятий носила нейтральный характер, не могут быть приняты во внимание, поскольку основаны на ошибочном толковании норм закона и противоречат материалам дела.

      Согласно правовой позиции, изложенной Конституционным Судом РФ в постановлении от 23 сентября 2014 г. № 24-П «По делу о проверке конституционности ч. 1 ст. 6.21 КоАП РФ» сам по себе запрет пропаганды нетрадиционных сексуальных отношений - как деятельности по целенаправленному и бесконтрольному распространению информации, способной нанести вред здоровью, нравственному и духовному развитию, в том числе сформировать искаженные представления о социальной равноценности традиционных и нетрадиционных сексуальных отношений среди несовершеннолетних, которые в силу возраста не могут самостоятельно критически оценить полученные сведения, не исключает подачи соответствующей информации в нейтральном (просветительском, художественном, историческом) контексте. Однако такое информирование, если оно лишено признаков пропаганды, то есть не направлено на формирование предпочтений, связанных с выбором нетрадиционных форм сексуальной идентичности, и обеспечивает индивидуализированный подход, учитывающий особенности психического и физиологического развития детей в той или иной возрастной группе, характер конкретного освещаемого вопроса, может осуществляться с привлечением специалистов - педагогов, медиков, психологов.

      В то же время, подчеркивается в апелляционном определении, исходя из указанных в уведомлениях формулировок, запланированные истцами публичные мероприятий были направлены на то, чтобы довести в открытой форме до широкого круга жителей города информацию, пропагандирующую нетрадиционные сексуальные отношения, что исключает подачу информации в нейтральном контексте.

Пресс-служба суда НАО

 
По теме
Администрация МО "Городской округ "Город Нарьян-Мар" уведомляет о проведении публичных обсуждений в целях оценки регулирующего воздействия проекта постановления Администрации МО "Городской округ "Город Нарьян-Мар" "О вне
04.07.2017
В АО «Мясопродукты» прошло годовое общее собрание акционеров, по итогам которого был утвержден годовой отчет Общества за 2017 год и распределена полученная прибыль.
22.06.2018
 
 
Ответственный секретарь окружной общественно-политической газеты «Няръяна вындер» Алексей Волков и корреспондент информационного агентства «НАО 24» Евгений Тимофеев стажировались в Мультимедийном информационном центре «Известия».
20.06.2018
Опрос о нововведениях в Центре арктического туризма - Центр арктического туризма Центр арктического туризма проводит опрос населения. В целях улучшения работы Центра и повышения его привлекательности для жителей и гостей округа, на официальном туристическом портале visitnao.ru,
20.06.2018
 
1529409694 tay 4768 1 - Info83.Ru Комиссия по расследованию авиационных происшествий Межгосударственного авиационного комитета обнародовала промежуточный отчёт по результатам расследования катастрофы самолёта ТВС-2МС в аэропорту Нарьян-Мара 19 декабря 20
20.06.2018
1529409694 tay 4768 1 - Info83.Ru Комиссия по расследованию авиационных происшествий Межгосударственного авиационного комитета обнародовала промежуточный отчёт по результатам расследования катастрофы самолёта ТВС-2МС в аэропорту Нарьян-Мара 19 декабря 20
19.06.2018
 
Стратегия объединения усилий Противостоять незаконному производству, распространению и немедицинскому потреблению наркотиков – задача непростая.
18.06.2018
2 2 - Северные ведомости «Полярный индекс» расставил по местам арктические компании. На высшей ступени рейтинга оказалась Компания «ЛУКОЙЛ».
15.06.2018
2018.06.14 НАО Дорогами отцов героев 02 - ОВО УМВД Несмотря на то, что большинство из росгвардейцев оказались на подобной полосе препятствий впервые, они справились с непростыми даже для опытных туристов заданиями – им помогли знания, навыки и умения,
18.06.2018 ОВО УМВД
Определены победители ежегодного конкурса среди лучших школьных учителей НАО - Администрация Ненецкого АО В этом году победителями стали учитель географии и биологии школы № 2 г. Нарьян-Мара Галина Пашкова, которая заняла первое место, а также учителя начальных классов искательской и первой школ Александра Белоусова и Мария Чебыкина,
21.06.2018 Администрация Ненецкого АО
При поддержке ПАО «ЛУКОЙЛ» планируется реализовать предпроект «Пустозерск-2018», который предполагает создание на территории историко-культурного и ландшафтного музея-заповедника новых объектов для привлечения туристов.
20.06.2018 Администрация Ненецкого АО
С очередной победой можно поздравить коллектив АО «Вита». Маслозавод стал лауреатом общероссийской премии «Стандарт качества» в рамках общественной программы «Во благо России»,
09.06.2018 Няръяна вындер
Шесть сельских команд поборются за кубки спортивного праздника в Оксино - Администрация Ненецкого АО 30 июня на ежегодный спортивный праздник «Под одним небом», посвящённый Дню молодёжи, традиционно съедутся лучшие спортсмены из Тельвиски, Каменки, Красного и других сельских поселений округа.
19.06.2018 Администрация Ненецкого АО
12 7 1 - Северные ведомости «Быстрее! Выше! Сильнее!» – гласит олимпийский девиз. Именно им руководствовались работники ЛУКОЙЛ-Коми, бросившие вызов самим себе.
15.06.2018 Северные ведомости
13 8 - Северные ведомости Ведущий юрисконсульт отдела правового обеспечения договорно-правовой работы ЛУКОЙЛ-Коми Марина Свищева вошла в состав сборной Ненецкого округа по скандинавской ходьбе, с успехом выступившей в Швейцарии.
15.06.2018 Северные ведомости
В Ненецком автономном округе начался мужской турнир по теннису. Старт соревнованиям дали врио губернатора НАО Александр Цыбульский и Президент ЛУКОЙЛА Вагит Алекперов.
04.06.2018 Северные ведомости
В минувшие выходные в Нарьян-Маре состоялся легкоатлетический забег, посвященный Дню Победы.
24.05.2018 Няръяна вындер
Всероссийская акция «Свеча Памяти» - МЧС Ненецкого автономного округа 22 июня 1941 года - одна из самых трагичных дат в истории России - День памяти и скорби - день начала Великой Отечественной войны.
22.06.2018 МЧС Ненецкого автономного округа
О планах реализации дорожной карты по переходу на новую схему обращения с твердыми коммунальными отходами сообщил руководитель Департамента строительства, ЖКХ, энергетики и транспорта Ненецкого округа Александр Лидер.
22.06.2018 Администрация Ненецкого АО
Сотрудниками групп задержания Отдела вневедомственной охраны по Ненецкому автономному округу за прошедшую неделю (с 15.06.2018 г. по 21.06.2018 г.) было отработано 24сигнала «Тревога»,
22.06.2018 ОВО УМВД