Новости города БезФормата.Ru
Нарьян-Мар
Главные новости
 
Задать вопрос?

суд НАО признал законным отказ в проведении в г. Нарьян-Маре митинга, шествия и собрания в поддержку сексуальных меньшинств

      Судебная коллегия по административным делам суда Ненецкого автономного округа признала законным и обоснованным отказ в проведении в Нарьян-Маре митинга в защиту сексуальных меньшинств.

      Алексеев Н.А., Евтушенко Я.Н. и Михайлова С.А. обратились в Нарьян-Марский суд с административным иском к администрации муниципального образования «Городской округ «Город Нарьян-Мар», главе муниципального образования «Городской округ «Город Нарьян-Мар» Белаку О.О. о признании незаконным решения администрации г. Нарьян-Мара от 22 февраля 2017 г. об отказе в согласовании проведения заявленных публичных мероприятий, в частности,

      - митинга с осуждением федерального закона о запрете пропаганды нетрадиционных сексуальных отношений среди несовершеннолетних с заявленной целью «призыв к отмене федерального закона о запрете пропаганды нетрадиционных сексуальных отношений среди несовершеннолетних в России, принятого в июне 2013 г.» (дата, время начала и окончания публичного мероприятия: 5 марта 2017 г., время начала – 10 часов, время окончания – 11 часов);

      - шествия Нарьян-Марского гей-парада в поддержку толерантного отношения и соблюдения прав и свобод лиц гомосексуальной ориентации и гендерных меньшинств в России с заявленной целью «привлечение внимания общества и власти к проблемам в области соблюдения прав человека лиц гомосексуальной ориентации и гендерных меньшинств, привлечение внимания общества и власти к существующей дискриминации лиц гомосексуальной ориентации, гомофобии (ненависти к сексуальным меньшинствам), трансфобии (ненависти к гендерным меньшинствам), фашизму и ксенофобии» (дата, время начала и окончания публичного мероприятия: 5 марта 2017 г., время начала – 13 часов, время окончания – 15 часов);

      - собрания Нарьян-Марского гей-парада в поддержку толерантного отношения и соблюдения прав и свобод лиц гомосексуальной ориентации и гендерных меньшинств в России с заявленной целью «обсуждение проблем в области соблюдения прав человека лиц гомосексуальной ориентации и гендерных меньшинств в России, вопросов существующей дискриминации лиц гомосексуальной ориентации, гомофобии (ненависти к сексуальным меньшинствам), трансфобии (ненависти к гендерным меньшинствам)» (дата, время начала и окончания публичного мероприятия: 6 марта 2017 г., время начала – 13 часов, время окончания – 15 часов);

      - митинга в поддержку законодательного ужесточения наказания за преступления ненависти в отношении геев, лесбиянок, бисексуалов и трансгендеров в России с заявленной целью «призыв к внесению в Уголовный кодекс РФ понятий «сексуальной ориентации» и «гендерной идентичности» жертв в качестве отягчающих обстоятельств при совершении уголовных преступлений (дата, время начала и окончания публичного мероприятия: 5 марта 2017 г., время начала – 17 часов, время окончания – 18 часов), о возложении обязанности согласовать проведение указанных публичных мероприятий.

      Нарьян-Марский городской суд отказа в удовлетворении указанных требований с чем не согласились административные истца и обратились в суд Ненецкого автономного округа.

      Судебная коллегия по административным делам суда Ненецкого автономного округа признала, что суд первой инстанции, разрешая спор, правильно определил обстоятельства, имеющие значение для дела, дал им надлежащую правовую оценку и постановил законное и обоснованное решение. Выводы суда соответствуют обстоятельствам дела. Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену или изменение решения, судом допущено не было. Решение Нарьян-Марского городского суда оставлено без изменения, апелляционная жалоба  - без удовлетворения по следующим основаниям.

      В апелляционном определении указывается, что 22 февраля 2017 года глава г. Нарьян-Мара Федорова Т.В. уведомила административных истцов об отказе в согласовании проведения заявленных публичных мероприятий, направив им письмо, из которого следует, что заявленные публичные мероприятия нарушают запреты, предусмотренные п. 4 ч. 2 ст. 5 Федерального закона от 29 декабря 2010 г. № 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию», что послужило основанием для отказа в согласования проведения публичных мероприятий.

      Разрешая заявленные требования административных истцов и отказывая в их удовлетворении, суд первой инстанции исходил из того, что поскольку тематика и заявленные цели мероприятий были сформулированы административными истцами таким образом, что давали административному ответчику основания для предположения, что они не соответствуют положениям Конституции РФ и нарушают запреты и ограничения, предусмотренные Федеральным законом № 436-ФЗ, в связи с чем орган местного самоуправления не мог в целях законности, правопорядка и безопасности согласовать заявленные административными истцами мероприятия, а также предложить истцам иные места для проведения публичных мероприятий.

      Указанные выводы, отмечает суд апелляционной инстанции, являются правильными, поскольку соответствуют обстоятельствам дела и требованиям закона.

      Согласно правовой позиции Конституционного Суда РФ, содержащейся в определении от 2 апреля 2009 г. № 484-О-П гарантированное ст. 31 Конституции РФ право граждан Российской Федерации собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование является одним из основополагающих и неотъемлемых элементов правового статуса личности в Российской Федерации как демократическом правовом государстве ( ст. ст. 1 и 64 Конституции РФ) и может быть ограничено федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства (ч. 3 ст. 55 Конституции РФ). Данные конституционные требования, как и требование о том, что осуществление названного права не должно нарушать права и свободы других лиц (ч. 3 ст. 17) , по их смыслу во взаимосвязи с предписаниями ст. 18 Конституции РФ обращены не только к законодателю, но и к правоприменителям, в том числе судам.

      Такой подход согласуется с общепризнанными принципами и нормами международного права, закрепленными в ряде международно-правовых документов, включая Всеобщую декларацию прав человека (п. 1 ст. 20) , а также Международный пакт о гражданских и политических правах, ст. 21 которого допускает введение тех обоснованных ограничений права на мирные собрания, которые налагаются в соответствии с законом и которые необходимы в демократическом обществе в интересах государственной или общественной безопасности, общественного порядка, охраны здоровья и нравственности населения или защиты прав и свобод других лиц.

      Право на свободу собраний закреплено также в ст. 11 Конвенции о защите прав человека и основных свобод. Данное право, как указывал Европейский Суд по правам человека, являясь основополагающим правом в демократическом обществе, тем не менее в силу п. 2 ст. 11 названной Конвенции может подлежать ограничениям, которые предусмотрены законом и необходимы в демократическом обществе в целях предотвращения беспорядков и преступлений, для охраны здоровья и нравственности или защиты прав и свобод других лиц (постановления от 26 июля 2007 г. по делу «Махмудов против Российской Федерации», от 14 февраля 2006 г. по делу «Христианско-демократическая народная партия против Молдовы» и от 20 февраля 2003 г. по делу «Джавит Ан (Djavit An) против Турции»).

      Порядок реализации конституционного права граждан Российской Федерации собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование регламентирован Федеральным законом от 19 июня 2004 г. № 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях», согласно п. 1 ч. 4 ст. 5 которого организатор публичного мероприятия обязан подать в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления уведомление о проведении публичного мероприятия в порядке, установленном ст. 7 настоящего Федерального закона.

      В силу ч. 2 ст. 12 названного Федерального закона в случае, если информация, содержащаяся в тексте уведомления о проведении публичного мероприятия, и иные данные дают основания предположить, что цели запланированного публичного мероприятия и формы его проведения не соответствуют положениям Конституции РФ и (или) нарушают запреты, предусмотренные законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях или уголовным законодательством Российской Федерации, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления незамедлительно доводит до сведения организатора публичного мероприятия письменное мотивированное предупреждение о том, что организатор, а также иные участники публичного мероприятия в случае указанных несоответствия и (или) нарушения при проведении такого мероприятия могут быть привлечены к ответственности в установленном порядке.

      Согласно преамбуле и пп. «c» п. 1 ст. 29 Конвенции о правах ребенка, для защиты и гармоничного развития ребенка важны традиции и культурные ценности его народа, а государство обязано обеспечить направленность образования на воспитание уважения к культурной самобытности и ценностям ребенка, к национальным ценностям страны, в которой ребенок проживает.

      Таким образом, законные интересы несовершеннолетних составляют важную социальную ценность, при этом одной из целей государственной политики в интересах детей является защита их от факторов, негативно влияющих на их физическое, интеллектуальное, психическое, духовное и нравственное развитие.

      Обязанность органов государственной власти Российской Федерации принимать меры по защите ребенка от информации, пропаганды и агитации, наносящих вред его здоровью, нравственному и духовному развитию, предусмотрена п. 1 ст.14 Федерального закона № 124-ФЗ от 24 июля 1998 г. «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации».

    Так, согласно указанной норме права органы государственной власти Российской Федерации принимают меры по защите ребенка от информации, пропаганды и агитации, наносящих вред его здоровью, нравственному и духовному развитию, в том числе от информации, пропагандирующей нетрадиционные сексуальные отношения.

      При этом в силу п. 4 ч. 2 ст. 5 Федерального закона № 436-ФЗ от 29 декабря 2010 г. «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» к информации, причиняющей вред здоровью и (или) развитию детей, относится, в том числе, информация, отрицающая семейные ценности и пропагандирующая нетрадиционные сексуальные отношения, а в соответствии с п. 1 ст. 2 указанного Федерального закона под доступом детей к информации подразумевается любая возможность получения и использования детьми свободно распространяемой информации.

      Часть 6 ст. 10 Федерального закона № 149-ФЗ от 27 июля 2006 г. «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» запрещает распространение информации, которая направлена на пропаганду войны, разжигание национальной, расовой или религиозной ненависти и вражды, а также иной информации, за распространение которой предусмотрена уголовная или административная ответственность.

    В силу ч. 1 ст. 6.21 КоАП РФ пропаганда нетрадиционных сексуальных отношений среди несовершеннолетних, выразившаяся в распространении информации, направленной на формирование у несовершеннолетних нетрадиционных сексуальных установок, привлекательности нетрадиционных сексуальных отношений, искаженного представления о социальной равноценности традиционных и нетрадиционных сексуальных отношений, либо навязывание информации о нетрадиционных сексуальных отношениях, вызывающей интерес к таким отношениям, если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния, влечет административную ответственность.

    Согласно письменной консультации специалиста – лингвиста П., являющейся кандидатом филологических наук, доцентом кафедры русского языка и речевой культуры Северного (Арктического) федерального университета им. М.В. Ломоносова, языковой анализ фраз включающих целевые установки административных истцов и формулировки целей проведения публичных мероприятий, заявленных административными истцами, и содержащихся в уведомлениях о проведении публичных мероприятий, позволяет утверждать, что в указанных высказываниях содержится информация, пропагандирующая нетрадиционные сексуальные отношения в открытой форме, информация о гендерных меньшинствах, о явлении гомосексуальной ориентации. При этом, заявляя целевую установку предполагаемых публичных мероприятий, административные истцы осознают то, что они обнародуют информацию и намеренно желают ее обнародовать.

      Таким образом, поскольку семейное законодательство Российской Федерации исходит из необходимости укрепления традиционных семейных отношений - основанных на чувствах взаимной любви и уважения мужчины и женщины, их детей ( ст. ст. 1 , 12 , 47 СК РФ) и не предусматривает возможности воспитания детей в однополых семьях, то, принимая во внимание заявленное количество участников, формы проведения (митинг, шествие) и тематику запланированных мероприятий (осуждение гомофобного поведения, распространение информации о бисексуальности), предполагающих пропаганду нетрадиционных сексуальных отношений, такое воздействие на несовершеннолетних следует признать нежелательным по причине его потенциальной угрозы для нравственного и духовного развития детей, сопряженным с формированием искаженных представлений о социально признанных моделях семейных отношений, соответствующих общепринятым в российском обществе (и разделяемым всеми традиционными религиозными конфессиями) нравственным ценностям и представлениям о браке, семье, материнстве, отцовстве, детстве, которые получили свое формально-юридическое закрепление в Конституции РФ ( ч. 2 ст. 7 ; ч. 1 ст. 38 ; п. «ж» ч. 1 ст. 72 ).

      Исходя из того, что в соответствии со ст. 2 Федерального закона «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» любое публичное мероприятие является открытой, доступной каждому, акцией, имеющей целью свободное выражение и формирование мнений, а также выдвижение требований, учитывая намерение административных истцов провести публичные мероприятия с заявленными выше целями в дневное время, в местах, расположенных в центре г. Нарьян-Мара, предполагающих присутствие большого количества людей, судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции, что эти мероприятия несомненно окажут информационно-психологическое воздействие на неограниченный круг лиц, в том числе и несовершеннолетних, которые, очевидно будут находиться в местах их проведения, так как в тех местах, где административные истцы планировали провести публичные мероприятия сосредоточено большинство культурно-массовых и детских учреждений (Дворец культуры «Арктика», городской Дом культуры, детская библиотека, музей, детские сады, школы и т.п.) г. Нарьян-Мара, посещаемых детьми.

      На основании изложенного, суд Ненецкого автономного округа согласился с выводами Нарьян-Марского городского суда, что цели заявленных публичных мероприятий направлены на пропаганду нетрадиционных сексуальных отношений, запрещенную в России среди несовершеннолетних, и нарушают запреты, предусмотренные законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях, а также Конституцией РФ, что возлагает на органы государственной власти Российской Федерации и органы местного самоуправления, в силу требований законодательства, принимать меры по защите ребенка от информации, пропаганды и агитации, наносящих вред его здоровью, нравственному и духовному развитию.

      Судебная коллегия по административным делам отметила, что доводы апелляционной жалобы о том, что цель заявленных административными истцами публичных мероприятий носила нейтральный характер, не могут быть приняты во внимание, поскольку основаны на ошибочном толковании норм закона и противоречат материалам дела.

      Согласно правовой позиции, изложенной Конституционным Судом РФ в постановлении от 23 сентября 2014 г. № 24-П «По делу о проверке конституционности ч. 1 ст. 6.21 КоАП РФ» сам по себе запрет пропаганды нетрадиционных сексуальных отношений - как деятельности по целенаправленному и бесконтрольному распространению информации, способной нанести вред здоровью, нравственному и духовному развитию, в том числе сформировать искаженные представления о социальной равноценности традиционных и нетрадиционных сексуальных отношений среди несовершеннолетних, которые в силу возраста не могут самостоятельно критически оценить полученные сведения, не исключает подачи соответствующей информации в нейтральном (просветительском, художественном, историческом) контексте. Однако такое информирование, если оно лишено признаков пропаганды, то есть не направлено на формирование предпочтений, связанных с выбором нетрадиционных форм сексуальной идентичности, и обеспечивает индивидуализированный подход, учитывающий особенности психического и физиологического развития детей в той или иной возрастной группе, характер конкретного освещаемого вопроса, может осуществляться с привлечением специалистов - педагогов, медиков, психологов.

      В то же время, подчеркивается в апелляционном определении, исходя из указанных в уведомлениях формулировок, запланированные истцами публичные мероприятий были направлены на то, чтобы довести в открытой форме до широкого круга жителей города информацию, пропагандирующую нетрадиционные сексуальные отношения, что исключает подачу информации в нейтральном контексте.

Пресс-служба суда НАО

Администрация МО "Городской округ "Город Нарьян-Мар" уведомляет о проведении публичных обсуждений в целях оценки регулирующего воздействия проекта постановления Администрации МО "Городской округ "Город Нарьян-Мар" "О вне
04.07.2017 Администрация г. Нарьян-Мар
Максимальный уровень воды в Нарьян-Маре ожидается с 21 по 25 июня - ТРК СеверПо состоянию на 8:00 19 июня уровень воды в Нарьян-Маре составляет 536 см, суточный рост + 19 см.
19.06.2017 ТРК Север
Бизнес-центр "Экспоград Юг" в Краснодаре, где проходил форум "Городская среда" - Единая РоссияБизнес-центр "Экспоград Юг" в Краснодаре, где проходил форум "Городская среда" Реестр будет способствовать тиражированию и масштабированию накопленного опыта по всей стране,
26.07.2017 Единая Россия
Единый государственный реестр недвижимости (ЕГРН) – это государственный информационный ресурс, который содержит достоверные сведения о недвижимом имуществе, о зарегистрированных правах на такое недвижимое имущество, о правообладателях,
26.07.2017 Администрация г. Нарьян-Мар
Совет Федерации одобрил поправки в Закон о банкротстве, дополняющие механизмы субсидиарной ответственности при банкротстве.
26.07.2017 УФНС России
Выступление Дмитрия Медведева транслировалось на пресс-центр форума, где работали более 100 журналистов из всех регионов России - Единая РоссияВыступление Дмитрия Медведева транслировалось на пресс-центр форума, где работали более 100 журналистов из всех регионов России Работа над итоговой резолюцией Форума будет завершена в течение двух недель Председатель
25.07.2017 Единая Россия
Вступить в брак в первом полугодии этого года пожелали 106 пар, что на четыре больше, чем за аналогичный период 2016 года.
25.07.2017 Департамент здравоохранения, труда и социальной защиты населения
29 июня 2017 года прошли комплексные учения по предупреждению и ликвидации разливов нефтепродуктов на акватории морского порта Нарьян-Мар в оперативной зоне ответственности ФГБУ "АМП Западной Арктики" - Управление гражданской защитыПредставители Управления гражданской защиты и обеспечения пожарной безопасности Ненецкого автономного округа и Казенного учреждения Ненецкого автономного округа "Поисково-спасательная служба" приняли участие в качестве н
24.07.2017 Управление гражданской защиты
проект экспертиза - Госстройжилнадзор НАОМинстрой России внес в Правительство Российской Федерации проект постановления,
24.07.2017 Госстройжилнадзор НАО
Информационный портал «Управление ЖКХ» организовывает в период с 28 по 30 июня 2017 года Всероссийскую практическую конференцию «Эффективная работа и управление предприятиями теплоснабжения и водоснабжения/ водоотведения
24.07.2017 Управление по государственному регулированию цен (тарифов)
7 июля 2017 года представители Управления гражданской защиты и обеспечения пожарной безопасности, казённого учреждения «Поисково-спасательная служба»,
24.07.2017 Управление гражданской защиты
В 2017 году АО «Корпорация «МСП» совместно с крупнейшими заказчиками продолжает проведение мероприятий, направленных на расширение доступа субъектов малого и среднего предпринимательства к закупкам.
24.07.2017 Департамент экономики
01 декабря 2016 года, на территории крупнейшего в России и Европе агрокластера «Фуд Сити» (г.
24.07.2017 Департамент экономики
Два бизнес-проекта индивидуальных предпринимателей на открытие кружка моделирования и робототехники,
24.07.2017 Департамент экономики
Сельскохозяйственные организации и фермеры перевели свои дойные стада на летний выпас.
24.07.2017 Департамент природных ресурсов, экологии и АПК
Окружной ЗАГС в январе-июне 2017 года зарегистрировал рождение 320 малышей, в том числе 157 мальчиков и 163 девочки.
26.07.2017 ИА Нарьян-Мар on-line
Окружной ЗАГС в январе-июне 2017 года зарегистрировал рождение 320 малышей, в том числе 157 мальчиков и 163 девочки.
24.07.2017 Департамент здравоохранения, труда и социальной защиты населения
Прерванное молчание Расследование и документирование деятельности этой этнической преступной группировки на территории Российской Федерации затруднялось опасением жертв вымогательств и рэкета за жизни и здоровье своих
20.07.2017 УМВД Ненецкого автономного округа
Музей-заповедник «Пустозерск» выиграл грант Благотворительного фонда Елены и Геннадия Тимченко с проектом «От шабуров к пустоварам».
25.07.2017 Минобрнауки НАО
Ненецкий округ вновь примет участие в федеральной акции «Ночь кино». Картины из общероссийского списка можно будет увидеть во Дворце культуры «Арктика» 27 августа.
25.07.2017 Минобрнауки НАО
VI Санкт-Петербургский международный культурный форум - Центр арктического туризмаVI Санкт-Петербургский международный культурный форум пройдёт с 16 по 18 ноября 2017 года.
24.07.2017 Центр арктического туризма
1 1 1 - Северные ведомости
Перед заходом на луга
Испокон веков в пору сенокоса ижемцы отмечали праздник – раздольный, широкий, исполненный ритуалов.
Северные ведомости
О любви и верности - Няръяна вындер
О любви и верности
Утро минувшего воскресенья заставило жителей Ненецкого округа вновь облачиться в куртки и шапки, которые никто далеко и не убирал по причине непредсказуемости северного лета.
Няръяна вындер
11 7 1 - Северные ведомостиБольшинство из нас в душе ждет конца недели, чтобы немного отвлечься от рабочих будней и с головой погрузиться в свое любимое дело.
21.07.2017 Северные ведомости
Гость фестиваля «Сила Заполярья», чемпион России и Европы по армрестлингу Николай  Колесниченко, показал отличный результат в подъеме на бицепс - Няръяна вындерМинувшая суббота выдалась не по-северному жаркой. Десятки спортсменов, несмотря на палящее солнце и проливной дождь, продемонстрировали «Силу Заполярья».
18.07.2017 Няръяна вындер
Артем Кирьянов: Налоговая сегодня больше сервисная, чем контрольная служба - УФНС РоссииГлавная тенденция в работе российских налоговых органов в последние годы – это сервисная составляющая, - заявил председатель исполкома Российского союза налогоплательщиков Артем Кирьянов в эфире программы «Налоги».
18.07.2017 УФНС России
Оленеводы семейно-родовой общины «Ямб то» вместе со своими семьями пройдут медицинское обследование в период празднования Дня Оленя.
26.07.2017 Администрация Ненецкого АО
За полтора месяца единовременную выплату получили 47 военнослужащих Заполярного района, уволенных в запас.
26.07.2017 ИА Нарьян-Мар on-line
Во второе воскресенье сентября избиратели девяти муниципальных образований округа будут выбирать глав сельских советов и депутатов своих муниципалитетов.
27.07.2017 Няръяна вындер
За два квартала текущего года родителям самых маленьких жителей НАО выдано детского питания на сумму 14,3 млн рублей.
25.07.2017 Администрация Ненецкого АО
По итогам 2016-2017 учебного года за получением окружной стипендии отличника НАО студенты должны обратиться в Центр развития образования.
25.07.2017 Администрация Ненецкого АО