Проведение крупных совместных торгов ограничивает возможности участия в них субъектов малого бизнеса
В адрес Уполномоченного по защите прав предпринимателей в НАО Германа Сопочкина поступили обращения от двух предпринимателей, осуществляющих деятельность в сфере производства мясных продуктов с жалобами на процедуры проведения совместных торгов и ограничения их возможности участия в них ввиду отсутствия возможности поставить весь требуемый ассортимент.
Государственные и муниципальные закупки являются важным институтом поддержки предпринимательства. В рамках таких закупок, помимо прямых целей закупки, государство может обеспечивать достижение эффективности социально - экономической политики. Это обеспечивается за счет огромной покупательской способности со стороны государственных и муниципальных органов и учреждений.
«Одним из барьеров, которые затрудняют развитие малого и среднего предпринимательства, является проведение совместных торгов, где начальные (максимальные) цены контрактов достигают 20 миллионов рублей», - комментирует ситуацию Герман Сопочкин.
Закон о контрактной системе позволяет осуществлять двумя и более заказчиками закупок одних и тех же товаров, работ, услуг путем проведения совместных конкурсов или аукционов.
Перечень товаров, работ, услуг для нужд округа, закупаемых консолидировано, а также Перечень окружных учреждений, закупающих товары, работы, услуги консолидировано утверждены приказом Управления государственного заказа НАО, согласно которому 18 государственных бюджетных образовательных учреждений округа, расположенных в городе и поселке Искателей, имеют право осуществлять совместные закупки продуктов питания и других товаров и услуг определенным перечнем.
В марте 2017 года Управлением государственного заказа НАО был объявлен совместный электронный аукцион на право заключения 14 контрактов на поставку мясной продукции. Согласно документации об аукционе, к поставке требовались полуфабрикаты, фарш, гуляш, сосиски и колбасы из оленины, а также фарш говяжий. Общая начальная (максимальная) цена контрактов составляет более 15 млн.рублей. Аукцион признан несостоявшимся по причине поступления единственной заявки, из чего следует, что контракты заключены по начальной максимальной цене.
«При рассмотрении обращений предпринимателей установлено, что субъекты малого бизнеса - производители мясных полуфабрикатов не могут принимать участие в торгах по причине отсутствия возможности поставить весь требуемый, согласно техническому заданию, ассортимент товара, включая готовую продукцию, но при этом имеют возможность поставить часть требуемого ассортимента.
Негативную реакцию субъектов малого предпринимательства вызвало объявление в конце 2016 года конкурса с ограниченным участием на право заключения контрактов на поставку овощей и фруктов для 16 заказчиков, общая цена которого составила 22 407 942 рубля 59 копеек. Устанавливаемые объемы и цена поставки товара превышает возможности малого бизнеса.
- Если разделить крупный лот на несколько, количество потенциальных участников аукциона увеличится. Разделение продуктов питания на лоты при проведении торгов способствует развитию конкуренции, в том числе делает доступным прямое участие в торгах производителей продукции. При проведении торгов уполномоченный орган наделен правом самостоятельного выделения лотов, однако подобное объединение не должно к недопущению, ограничению или устранению конкуренции при проведении торгов. Мы предлагаем Управлению государственного заказа НАО при планировании закупок товаров работ и услуг совместно с государственными учреждениями округа не формировать крупные лоты, как по ассортименту, так и по количеству продукции, и обеспечить участие в торгах производителей продукции.