Иными словами, говорит депутат Госдумы, член Комитета по региональной политике и проблемам Севера и Дальнего Востока Сергей Коткин (фракция «ЕДИНОЙ РОССИИ» ), на рассмотрение парламентариев была представлена новая редакция госпрограммы РФ по социально-экономическому развитию Арктической зоны до 2020 года.
«Обсуждение получилось неравнодушным, оживленным, выступали представители арктических регионов, и я в том числе», - рассказал парламентарий.
По итогам заседания депутатами было принято решение принять предлагаемый проект программы за основу с конкретными предложениями по его доработке.
«Есть ощущение, что документ писался в московских кабинетах людьми, не представляющими положение дел на арктических территориях, и потому он совершенно не отражает существующие реалии», - говорит Сергей Коткин .
По его словам, документ включает в себя 7 подпрограмм, и все они нуждаются в серьезной доработаке.
В частности, как отметил депутат, программа содержит материалы о развитии судоходства, ледокольного флота, снегоходной и болотоходной техники, однако там нет упоминания о развитии малой авиации, на которой держатся северные территории.
«Сегодня на Севере летают самолеты Ан- 2 , которые были запущены в эксплуатацию семьдесят лет назад, в 1947 году, и им до сих пор нет замены и альтернативы», - говорит Сергей Коткин .
По его словам, в рамках программы по развитию Арктической зоны РФ нужна самостоятельная подпрограмма по развитию транспорта и транспортной инфраструктуры на Севере, и «поручение правительству разработать ее было сегодня дано».
Депутат рассказал, что правительство предлагает отойти от отраслевого развития экономики в Арктике и перейти к территориальному, и начать развивать ее через систему опорных зон.
«Таких зон предлагается создать 8 , и одной из них должен стать Ненецкий автономный округ, - говорит Сергей Коткин . – Однако сегодня отсутствует сам понятийный аппарат по опорной зоне, не существует ее определения».
Оно заложено, как заметил парламентарий, в проекте закона «Об Арктической зоне», который до сих пор не принят. То есть, следует ускорить его принятие, говорит депутат.
«Предоставленный на рассмотрение Комитету документ получился неконкретным, декларативным, со слабой социальной составляющей, не защищающий людей, живущих и работающих в Арктике», - высказал свое мнение депутат.
В качестве примера он привел величину МРОТа, который сегодня одинаков по всей стране.
«Но Краснодарский край и, допустим, наш Ненецкий округ – это совершенно разные условия жизни, разные цены на товары и услуги, - говорит Сергей Коткин. – Мы предлагаем, чтобы величина МРОТа для районов Крайнего Севера увеличивалась на климатический коэффициент».
Кроме того, по его словам, в программе не учитываются особенности жизнедеятельности коренных народов. Это касается, помимо остального, рыбалки, охоты, передвижения по тундре снегоходной техники, оформления охотничьего оружия.
Нет упоминания об арктической экологической прокуратуре, о необходимости создания которой говорится давно.
Также отстуствуют гарантии финансирования программы переселения людей с Крайнего Севера в климатически благоприятные регионы.
«Люди, которые отдали развитию Арктики десятки лет, оставили там здоровье, долны иметь возможность переехать в южные территории, - говорит Сергей Коткин . – Кстати, программа эта сегодня хоть и существует, но ее финансирование с каждым годом уменьшается, и за счет нее ежегодно выезжают с Севера ничтожно малое количество людей».
«Кстати, об источниках финансиирования и гарантиях выполнения программы тоже ничего нет в представленном нам сегодня документе. Так же как отсутствуют критерии оценки исполнения и ответственность за срыв программы», - отметил парламентарий.
По его словам, депутаты ждут, что в следующей редакции программы будут учтены высказанные на заседании комитета замечания.
«В Госдуме все чаще звучит мнение, что нам нужно министерство по развитию Арктики, как существует Министерство РФ по развитию Дальнего Востока», - говорит Сергей Коткин .
«Арктика – это Северный морской путь, топливная кладовая страны, форпост России, живущие в труднейших условиях люди. Сложность задач, поставленных для Арктики руководством страны, такова, что решать их нужно, имея в руках солидный инструментарий в виде тщателно проработанной программы, которая учитывала бы все нюансы и особенности северных территорий», - резюмировал Сергей Коткин .