В этом году ярегские нефтешахты отмечают круглую дату – 80 лет назад была построена первая из них. За годы самоотверженного труда пройден большой путь в развитии технологий для разработки уникального месторождения.
«Черное золото» таится на конце долота, утверждают нефтяники. Это выражение как нельзя лучше характеризует значимость бурения в добыче углеводородов. А отсюда вытекает важная роль технического оснащения буровиков, которое совершенствовалось все эти годы.
Специфическое оборудованиеНачавшаяся в 1940 году промышленная эксплуатация ярегских нефтешахт поставила вопрос о необходимости применения специализированных подземных буровых станков. На первых порах бурение велось геологоразведочными станками КАМ-500, но они были совершенно не приспособлены для работы в подземных условиях. Поэтому вскоре на смену этим маломощным станкам пришли усовершенствованные ПГ-200. Однако и они не отличались высокими скоростями проходки, имели много конструкторских недоработок, хотя и таили в себе большие потенциальные возможности.
Растущие потребности страны в ярегской нефти стимулировали увеличение объемов бурения. А повышающиеся темпы работы требовали модернизации оборудования. И вот в 1952 году на Ухтинском механическом заводе был изготовлен подземный буровой станок «Ухтинец», который имел целый ряд существенных преимуществ: значительно более сильное давление на забой, больший крутящий момент, механическую подачу каретки. Но и он полностью не отвечал необходимым требованиям работы в шахтных условиях: большие габариты и вес требовали наличия дополнительного промывочного насоса, давление на забой и мощность на шпинделе по-прежнему были недостаточными. Приводом этого станка являлся электрический мотор.
Главное – безопасностьНовый подход в освоении Ярегского месторождения, а именно переход на новую уклонно-скважинную систему разработки поставил перед коллективами нефтешахт вопрос об обеспечении полной безопасности работ в газонасыщенной, взрывоопасной среде нефтеносного пласта. Особенно важным он был в отношении бурового оборудования, так как деятельность подразумевала нахождение станка и промывочного насоса с установленными на них электродвигателями непосредственно у устья скважины, откуда выходил попутный газ. Это грозило при малейшем искрообразовании весьма опасными последствиями. И вновь перед инженерами встал вопрос о серьезном переоборудовании бурового станка. Ответ был найден – замена электродвигателя многоступенчатой гидравлической турбиной, то есть оборудование стало работать с помощью напора воды, создаваемого насосом, который можно было расположить в любом безопасном месте.
Основа шахтной добычи нефти – гравитационный способ. С этой целью подземные горизонтальные скважины бурятся под определенным зенитным углом и имеют наклонно-направленный пологовосходящий профиль. В одном уклонном блоке шахты количество подземных скважин достигает 250 штук, при этом одновременно могут разрабатываться до четырех уклонных блоков.
С течением времени менялась как технология строительства подземных скважин, так и используемые буровые станки. «Ухтинец», ПБС-1, ПБС-2Т, ПБС-А300 – вот некоторые этапы развития техники. Основным недостатком данных механизмов являлось отсутствие контроля траектории скважины в процессе бурения. Впрочем, время диктует свои условия, возникают новые требования, новые технологии, новые системы разработки Ярегского месторождения. Такую возможность дал ЛУКОЙЛ, в состав которого вошло нефтедобывающее предприятие.
И вот в 2011-м впервые был введен в работу австралийский станок, вмещающий в себя все современные технологии, включая систему направленного бурения с передачей основных показателей на монитор компьютера – и все это непосредственно в шахте. Мощности этого станка позволили бурить подземные скважины глубиной до 800 метров, что значительно сократило ведение дорогостоящих проходческих работ.
Начиная с 2014 года был осуществлен полный переход на направленное бурение подземных скважин из горных выработок НШУ «Яреганефть». С этой целью были закуплены станки с системами направленного бурения. В настоящее время используются машины IDS и VLD, произведенные в Австралии, и белорусские РН-25 и ПРС-1. Особенностью новых образцов является их модульное исполнение, что позволяет станкам передвигаться в шахте по рельсам. Плюс все они изготовлены во взрывозащищенном исполнении – сегодня это обязательное требование.
– Бурение новыми агрегатами позволило контролировать качество траекторий добывающих и парораспределительных скважин, своевременно принимать меры по недопущению брака при строительстве скважин, что в свою очередь позволило увеличить темп добычи и значительно сократить проходку горных выработок. Современное оснащение буровых станков дает возможность строить скважины протяженностью до 1 000 метров и попадать в заданную проектом точку с точностью до 2 метров, – отметил начальник производственно-технологического отдела НШУ «Яреганефть» Максим Зюзин.
Среди прочих новинок хорошо зарекомендовал себя ремонтно-буровой станок. Он позволяет как бурить, так и проводить несложные работы по ремонту скважин в ходе эксплуатации. К примеру, промыть ствол от набившегося песка. По словам специалистов, в НШУ «Яреганефть» сейчас используется самое современное и технологичное оборудование, что гарантирует сохранение текущих темпов бурения и открывает перспективы для его увеличения.
– В год на Ярегском нефтяном месторождении осуществляется строительство от 70 до 100 скважин различного назначения, таких как добывающие, нагнетательные, зумпфовые, контрольно-наблюдательные, воздухоподающие, – рассказал Максим Владимирович.
Запасов Ярегского месторождения хватит еще не на один десяток лет. Так что буровикам работы хватит. В соответствии с программой Компании по развитию этого объекта запланировано увеличение объемов ежегодной добычи нефти до 3,5 млн т к 2025 году.
Такова история «эволюции» применения подземных буровых станков на нефтешахтах, с помощью которых добыты миллионы тонн полезных ископаемых. Но на этом история технического освоения уникального месторождения не заканчивается, впереди у него еще много новых направлений, которые позволят получить еще больше «черного золота» Яреги.
Петр БОБРАКОВ
Знаете ли вы?
«Черное золото» на Яреге нашли случайно. Летом 1932 года из первой пробуренной скважины на «линии Стрижова» вместо ожидавшегося газа с глубины около двухсот метров была получена нефть. В тот день из скважины был поднят сплошь насыщенный густой нефтью песчаник. Позже была заложена скважина № 62, с глубины 192–205 м получены две тонны густой нефти. Так было открыто Ярегское месторождение.