Председатель суда Ненецкого автономного округа отклонил кассационную жалобу на решение Нарьян-Марского городского суда от 10 апреля 2017 г., которым признано законным решения администрации МО «Городской округ «Город Нарьян-Мар» об отказе в согласовании проведения ряда публичных мероприятий.
Решением Нарьян-Марского городского суда от 10 апреля 2017 г., оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам суда Ненецкого автономного округа от 27 июня 2017 г., отказано в удовлетворении административного искового заявления к администрации МО «Городской округ «Город Нарьян-Мар», главе МО «Городской округ «Город Нарьян-Мар» Белаку О.О. о признании незаконным решения администрации муниципального образования «Городской округ «Город Нарьян-Мар» № 349/01-50 от 22 февраля 2017 г. об отказе в согласовании проведения следующих заявленных публичных мероприятий:
- митинга с осуждением федерального закона о запрете пропаганды нетрадиционных сексуальных отношений среди несовершеннолетних с заявленной целью «призыв к отмене федерального закона о запрете пропаганды нетрадиционных сексуальных отношений среди несовершеннолетних в России, принятого в июне 2013 г.» (дата, время начала и окончания публичного мероприятия: 5 марта 2017 г., время начала – 10 часов, время окончания – 11 часов);
- шествия Нарьян-Марского гей-парада в поддержку толерантного отношения и соблюдения прав и свобод лиц гомосексуальной ориентации и гендерных меньшинств в России с заявленной целью «привлечение внимания общества и власти к проблемам в области соблюдения прав человека лиц гомосексуальной ориентации и гендерных меньшинств, привлечение внимания общества и власти к существующей дискриминации лиц гомосексуальной ориентации, гомофобии (ненависти к сексуальным меньшинствам), трансфобии (ненависти к гендерным меньшинствам), фашизму и ксенофобии» (дата, время начала и окончания публичного мероприятия: 5 марта 2017 г., время начала – 13 часов, время окончания – 15 часов);
- собрания Нарьян-Марского гей-парада в поддержку толерантного отношения и соблюдения прав и свобод лиц гомосексуальной ориентации и гендерных меньшинств в России с заявленной целью «обсуждение проблем в области соблюдения прав человека лиц гомосексуальной ориентации и гендерных меньшинств в России, вопросов существующей дискриминации лиц гомосексуальной ориентации, гомофобии (ненависти к сексуальным меньшинствам), трансфобии (ненависти к гендерным меньшинствам)» (дата, время начала и окончания публичного мероприятия: 6 марта 2017 г., время начала – 13 часов, время окончания – 15 часов);
- митинга в поддержку законодательного ужесточения наказания за преступления ненависти в отношении геев, лесбиянок, бисексуалов и трансгендеров в России с заявленной целью «призыв к внесению в Уголовный кодекс РФ понятий «сексуальной ориентации» и «гендерной идентичности» жертв в качестве отягчающих обстоятельств при совершении уголовных преступлений (дата, время начала и окончания публичного мероприятия: 5 марта 2017 г., время начала – 17 часов, время окончания – 18 часов), о возложении обязанности согласовать проведение указанных публичных мероприятий.
Рассмотрев доводы кассационной жалобы, проверив представленные материалы, председатель суда Ненецкого автономного округа нашел, что оснований, влекущих отмену или изменение судебных актов в кассационном порядке, не имеется.
Статьёй 31 Конституции РФ гражданам Российской Федерации гарантировано право собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование.
Конвенцией о защите прав человека и основных свобод также гарантировано право на свободу мирных собраний, как не подлежащим никаким ограничениям, кроме тех, которые предусмотрены законом и необходимы в демократическом обществе в интересах национальной безопасности и общественного порядка, для охраны здоровья и нравственности или защиты прав и свобод других лиц (статья 11).
Целью публичного мероприятия является свободное выражение и формирование мнений, выдвижение требований по различным вопросам политической, экономической, социальной и культурной жизни страны и вопросам внешней политики (пункт 1 статьи 2 Федерального закона от 19 июня 2004 г. № 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» (далее – Федеральный закон о собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях)).
В силу пункта 1 статьи 3 Федерального закона о собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях проведение публичных мероприятий должно основываться на принципе законности - соблюдение положений Конституции РФ, настоящего Федерального закона, иных законодательных актов Российской Федерации.
На основании части 2 статьи 12 Федерального закона о собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях в случае, если информация, содержащаяся в тексте уведомления о проведении публичного мероприятия, и иные данные дают основания предположить, что цели запланированного публичного мероприятия и формы его проведения не соответствуют положениям Конституции РФ и (или) нарушают запреты, предусмотренные законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях или уголовным законодательством Российской Федерации, орган местного самоуправления незамедлительно доводит до сведения организатора публичного мероприятия письменное мотивированное предупреждение о том, что организатор, а также иные участники публичного мероприятия в случае указанных несоответствия и (или) нарушения при проведении такого мероприятия могут быть привлечены к ответственности в установленном порядке.
В соответствии с пунктом 4 части 2 статьи 5 Федерального закона от 29 декабря 2010 г. № 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» (далее – Федеральный закон о защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию) к информации, запрещенной для распространения среди детей, относится, в том числе, информация, отрицающая семейные ценности, пропагандирующая нетрадиционные сексуальные отношения.
В постановлении отмечается, что 20 февраля 2017 года заявители подали в администрацию МО «Городской округ «Город Нарьян-Мар» уведомления о проведении четырех публичных мероприятий: митинга с целью осуждения федерального закона о запрете пропаганды нетрадиционных сексуальных отношений среди несовершеннолетних, шествия гей-парада, собрания гей-парада и митинга с целью поддержки законодательного ужесточения наказания за преступления в отношении геев, лесбиянок, бисексуалов и трансгендеров в России.
22 февраля 2017 года глава МО «Городской округ «Город Нарьян-Мар» Федорова Т.В. уведомила заявителей об отказе в согласовании проведения публичных мероприятий, направив им письмо, из содержания которого следует, что цели проведения указанных мероприятий нарушают запреты, предусмотренные пунктом 4 части 2 статьи 5 Федерального закона о защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию.
Таким образом, указывает председатель суда округа в постановлении, Нарьян-Марский городской суд, установив, что проведение заявленных публичных мероприятий приведет к распространению среди детей информации, пропагандирующей нетрадиционные сексуальные отношения, распространение которой прямо запрещено пунктом 4 части 2 статьи 5 Федеральный закон о защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию, обоснованно пришел к выводу, что оспариваемое решение принято муниципальным образованием в рамках предоставленных ему полномочий и в соответствии с действующим законодательством.
Довод заявителей о том, что администрации муниципального образования «Городской округ «Город Нарьян-Мар» должна была предложить иное место и время для проведения мероприятия, председатель окружного суда признал несостоятельным, поскольку цели указанного мероприятия, независимо от места его проведения, не отвечали положениям законодательства, установленным запретам, в том числе нормам международного права, которые допускают указанные ограничения в интересах национальной безопасности и общественного порядка, в целях предотвращения беспорядков и преступлений, для охраны здоровья и нравственности или защиты прав и свобод других лиц.
Приведенные заявителями примеры судебной практики Европейского Суда по правам человека, отмечается в постановлении председателя суда округа, не могут иметь прецедентного характера при разрешении настоящего спора, поскольку нарушение требований статьи 11 Конвенции о защите прав человека и основных свобод имело место при иных обстоятельствах, которые не схожи с обстоятельствами, установленными по настоящему делу.
Пресс-служба суда НАО