Крыло за плечами

Фото: nvinder.ru

Еще с детства Владимир и Сергей, сыновья авиамеханика и фронтовика, заболели небом. Отец брал их с собой на аэродром, на котором кипела авиационная жизнь – взлетали и садились «аннушки» и «яки», урчали грузовики и бензозаправщики. Владимир Владимирович вспоминает, что в аэропорту на приколе стоял старенький По-2 – списанный, санитарного типа. Они с братом с удовольствием играли в воздушные бои на самолете-ветеране.

После окончания школы Володя мечтал поступить в Бугурусланскую летную школу, но вмешался непредвиденный случай: когда медкомиссия «зарубила» его на проверке зрения, в Троицком авиационно-техническом оказался недобор, и его отправили учиться на авиатехника.

В 1972-1973 годах. братья вернулись в родной Нарьян-Мар в ранге техников и приступили к работе на авиапредприятии. Казалось, мечта о крыльях осталась в прошлом, но Орловы рук не опустили: увлекались экстремальными видами спорта – яхтингом, виндсерфингом, водными лыжами, строили аэросани. Их хоккейная команда «Спартак» на открытых катках несколько лет подряд громила всех. Адреналин кипел в крови. Когда же Сергей в журнале «Моделист-конструктор» увидел чертежи дельтаплана, сразу загорелся – сделаем, полетаем!

Поначалу база дельтапланеристов располагалась в здании окружной кинофикации. Для строительства первого аппарата собирались в мастерской кинопроката, где имелось теплое помещение, токарный и сверлильный станки. Скупили шесты для прыжков в высоту, послужившие основой конструкции. Каркас сращивали ивовыми бужами – потом в полетах они опасно трещали, но держали конструкцию.

Первый дельтаплан назывался Club – полосатый, крыло «сверстали» из розового и голубого тика, швы прострочили суровыми нитками на вечной швейной машинке «Зингер». В начале 1976-го Орловы вытащили свое детище и совершили первые робкие, на несколько секунд подлеты. Первый полет не получился из-за неверно рассчитанной центровки, и Владимира Орлова метров сто протащило за «Бураном» – весь в мокром снегу, он там же начал переделывать дельтаплан.

«Опробовать дельтаплан решили в январе в Кармановской курье, тяговая сила шла через снегоход. Были первые подлеты с обрыва. Первым летел Владимир, посадка произошла через два метра (падение). В дальнейшем было много доработок, после которых дельтаплан тянул метров пять с обрыва, восходящих потоков не было, потом стали использовать «Буран»: натягивали фал и прицепляли к трапеции дельтаплана. Как только он набирал нужную высоту, дельтапланерист показывал ногами крест, чтобы «Буран» остановился, отцеплял фал и оставался в свободном полете. На это зрелище собиралось посмотреть много народа. Сначала братья Орловы освоили аппарат, затем подтянули остальных членов группы», – вспоминал один из первых наших дельтапланеристов Борис Долгобородов.

Дорабатывали дельтаплан в 1977 году. Командование авиаотряда выделило 63 метра дефицитного материала «болонья», дюралевые шесты для каркаса заказывали в Архангельске, алюминиевые детали обдирали со списанных самолетов. К декабрю 1977-го в группе дельтапланеристов насчитывалось 14 человек во главе с «великими зачинщиками» Орловыми в основном, конечно, летчики и технари: Анатолий Пунин, Равиль Терегулов, Владимир Король и другие. В 1978 году в Нарьян-Марском авиаотряде была создана секция дельтапланеризма.

Великое счастье ощутить свободу парения, когда тебя как птицу, плавно подхватывает большая мягкая ладонь восходящего потока – вверх, вверх, в голубое бесконечное небо с размашистыми ветровыми стрелами до горизонта. И лишь поскрипывание тросов и труб напоминает, что крылья за плечами – искусственные. Снизу слышны удивленные возгласы прохожих, задравших головы, а под ногими – дома-коробочки.

17 марта 1979 года Архангельский областной комитет ДОСААФ утвердил «Положение о создании Нарьян-Марского дельтаклуба «Олимп». Сергей Орлов занял должность председателя, Владимир стал его заместителем. Официально клуб стал функционировать с 1980 года. Командование авиаотряда предоставило дельтапланеристам помещение АТБ, помогло материалами, организовывало первые поездки на соревнования. Племя «дельтанутых» в Нарьян-Маре росло, многие получали путевку в небо на всю жизнь.

– Дело, начатое командой Орловых, продолжили их ученики. Еще будучи ребенком, я стал приходить с отцом в клуб. Сначала просто сидел на занятиях с ребятами – детьми спортсменов, потом стал вникать в разговоры старших. Взрослые, заметив интерес детей, стали преподавать азы летного дела, начались теоретические занятия. Мальчишки, конечно, мечтали о небе. Первый мой полет произошел в 1992 году, когда мне было 14 лет. Отсутствие опыта сказалось: при посадке сломал руку. Но эта неприятность никак не отразилась на желании продолжать покорять небо, – рассказывает о начале летной карьеры летчик Александр Король.

Первые полеты не всегда заканчивались благополучно. Однажды Владимир Владимирович перешел из-за флаттера крыла в отвесное пикирование с тридцатиметровой высоты, и лишь глубокий снег спас его тогда от травмы. Приходил потихоньку опыт, менялись дельтапланы – от примитивного первенца остались только воспоминания. Появились более совершенные крылья – «Вымпел», «Славутич-УТ», «Тайфун», «Азур», оснащенные антипикирующими устройствами, латами, навигационными приборами. На практике постигли золотое правило дельтапланериста: «Лучше потерять жену, чем скорость».

В 1986 году Владимира Орлова постигла настоящая катастрофа, когда на соревнованиях в Мурманской области он попал в «ротор», его перевернуло и швырнуло на каменистую землю. Компрессионный перелом позвоночника – десятый позвонок от сильного удара просто сплющило. Полтора месяца он провел в больнице на растяжке, но молодой организм выдюжил – Владимир встал на ноги. Самое удивительное – после тяжелой травмы он продолжил успешно летать. В другой раз, на горе Ушкунур, он падал с 800 до 200 метров, и лишь хладнокровие и решительность спасли ему жизнь.

1980-е – начало 1990-х – золотое время для орлиного племени нарьян-марских дельтапланеристов. Окружные, зональные, областные, всероссийские соревнования, Кубок России, Кубок Украины, Кубок Мира – везде Орловы и их ученики выступали достойно. В июне 1989 года Орловы и Владимир Король успешно летали в финале чемпионата РСФСР. За эти годы они объездили весь Северо-Запад, побывали в Крыму и в Туве, в Казахстане и в Украине. Для обучения молодежи разработали специальный тренажер. Учили быстро реагировать, действовать решительно, все досконально отрабатывать на земле.

В конце 80-х годов начали мастерить дельталеты – смешные, примитивные, но с двигателем: моторчик с радара, буранные и мотоциклетные движки, колеса, сайлентблоки, деревянные винты и моторные рамы. И снова они проводили дни и ночи над расчетами, искали недостающие детали и инструменты. И вот хрупкая конструкция, треща 26-сильным «иж-планетовским» мотором, оторвалась от земли. Летали на них позднее много и успешно – совершали перелеты даже до Усть-Цильмы.

Но затем пришли девяностые – безнадежные, безденежные, беспросветные. Авиапредприятие, переживавшее тяжелый кризис, сняло дельтаклуб «Олимп» с баланса, финансирование практически прекратилось. Но даже в этих сложнейших условиях удалось сохранить костяк энтузиастов, продолжавших тренировки на стареньких дельтапланах и дельталетах. Поднимали «на крыло» новое поколение ребят – вертолетчик Александр Король и летчик Пётр Шевелёв, многие авиамеханики и бортмеханики начинали свой путь в небо на крыльях дельтапланов и дельталетов.

В конце девяностых началась эра парапланов. Дельтаклуб «Олимп» – эпоха в истории дельтапланеризма Ненецкого автономного округа – был ликвидирован в 2008 году. Вскоре умер «шеф» – Сергей Владимирович Орлов.

Теперь традиции мастерства парения в воздухе продолжает Владимир Владимирович Орлов (1953 г.р.). Вся его жизнь связана с Нарьян-Марским объединенным авиаотрядом. Один из опытнейших авиамехаников, он обслуживал и самолеты, и вертолеты. Многие годы является инженером ОТК – отдела технического контроля. Командир отряда Николай Соловьев вручил ему часы с вертолетиком на циферблате за выявление опасного дефекта – трещины в редукторе. Он по-прежнему не изменил увлечению молодости, и когда за плечами с тихим шелестом раскрывается яркое крыло чешского параплана «Аспен», испытывает экстаз. Его рекорд – подъем на высоту 2 000 метров – самолетный уровень! Кандидат в мастера спорта по дельтапланеризму и перворазрядник по парапланеризму Владимир Орлов в свои шестьдесят с хвостиком много и активно летает, получая от этого громадное удовольствие. Кроме того, Владимир Владимирович – талантливый поэт и прозаик, автор нескольких сборников стихов, член Союза писателей России. Некоторые строки в них посвящены полетам:

...И покоряя океан,

Мечту свою осуществляя,

С горы стартует параплан,

Над пашней крылья расправляя.

Он словно птица на крыле,

Он дышит легкими в потоке

И, как по радиоволне,

Летит он в даль, как песнь,

как строки.

 
По теме
1529409694 tay 4768 1 - Info83.Ru Комиссия по расследованию авиационных происшествий Межгосударственного авиационного комитета обнародовала промежуточный отчёт по результатам расследования катастрофы самолёта ТВС-2МС в аэропорту Нарьян-Мара 19 декабря 20
19.06.2018
 
 
2018.06.14 НАО Дорогами отцов героев 02 - ОВО УМВД Несмотря на то, что большинство из росгвардейцев оказались на подобной полосе препятствий впервые, они справились с непростыми даже для опытных туристов заданиями – им помогли знания, навыки и умения,
18.06.2018 ОВО УМВД
ВОЗРОЖДЕНИЕ ПАМЯТИ - Центр арктического туризма 16 июня в рамках музейного проекта «Возрождение памяти» состоялось путешествие в Пустозерск для реконструкции креста самоедского старшины Григория Тайбарея.
19.06.2018 Центр арктического туризма
С очередной победой можно поздравить коллектив АО «Вита». Маслозавод стал лауреатом общероссийской премии «Стандарт качества» в рамках общественной программы «Во благо России»,
09.06.2018 Няръяна вындер
Шесть сельских команд поборются за кубки спортивного праздника в Оксино - Администрация Ненецкого АО 30 июня на ежегодный спортивный праздник «Под одним небом», посвящённый Дню молодёжи, традиционно съедутся лучшие спортсмены из Тельвиски, Каменки, Красного и других сельских поселений округа.
19.06.2018 Администрация Ненецкого АО
12 7 1 - Северные ведомости «Быстрее! Выше! Сильнее!» – гласит олимпийский девиз. Именно им руководствовались работники ЛУКОЙЛ-Коми, бросившие вызов самим себе.
15.06.2018 Северные ведомости
13 8 - Северные ведомости Ведущий юрисконсульт отдела правового обеспечения договорно-правовой работы ЛУКОЙЛ-Коми Марина Свищева вошла в состав сборной Ненецкого округа по скандинавской ходьбе, с успехом выступившей в Швейцарии.
15.06.2018 Северные ведомости
В Ненецком автономном округе начался мужской турнир по теннису. Старт соревнованиям дали врио губернатора НАО Александр Цыбульский и Президент ЛУКОЙЛА Вагит Алекперов.
04.06.2018 Северные ведомости
В минувшие выходные в Нарьян-Маре состоялся легкоатлетический забег, посвященный Дню Победы.
24.05.2018 Няръяна вындер
1529409694 tay 4768 1 - Info83.Ru Комиссия по расследованию авиационных происшествий Межгосударственного авиационного комитета обнародовала промежуточный отчёт по результатам расследования катастрофы самолёта ТВС-2МС в аэропорту Нарьян-Мара 19 декабря 20
19.06.2018 Info83.Ru
​Заявки от муниципалитетов на благоустройство территорий поселений принимаются до 2 июля - Администрация Ненецкого АО Конкурс проектов развития общественной инфраструктуры муниципальных образований НАО, основанных на местных инициативах, был объявлен в конце мая текущего года.
19.06.2018 Администрация Ненецкого АО
Сотрудниками групп задержания Отдела вневедомственной охраны по Ненецкому автономному округу за прошедшую неделю (с 08.06.2018 г. по 14.06.2018 г.) было отработано 34сигнала «Тревога»,
19.06.2018 ОВО УМВД