Суд Ненецкого автономного округа прекратил производство по административному исковому заявлению сельскохозяйственного производственного кооператива «Рыболовецкий колхоз имени Ленина» о признании недействующим пункта 2 приказа Управления по государственному регулированию цен (тарифов) Ненецкого автономного округа от 29 сентября 2016 г. № 27 «О внесении изменений в приказ Управления по государственному регулированию цен (тарифов) НАО от 18 декабря 2015 г. № 85» в части «распространения на правоотношения, возникшие с 1 февраля 2016 г».
В определении суда указывается, что, исходя из положений ст. ст. 208, 213 и 214 КАС РФ, п. 11 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 ноября 2007 г. № 48 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части» предметом судебного рассмотрения может быть нормативный правовой акт, который на время его оспаривания является действующим и влекущим нарушение прав и свобод, законных интересов лиц, в отношении которых применен этот акт, а также лиц, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом.
Недействующий нормативный правовой акт или его часть (акт отмененный органом или должностным лицом, его издавшим, утративший силу в связи с ограничением его действия временными рамками, указанными в самом акте, а также формально не отмененный, но фактически не действующий в силу издания более позднего акта) предметом судебного рассмотрения не может быть, поскольку основанием для возникновения гражданских прав и обязанностей уже не является и каких-либо нарушений охраняемых законом прав, свобод и интересов граждан и юридических лиц повлечь не может.
Как установлено в судебном заседании, приказ от 18 декабря 2015 г. № 85, в редакции приказа от 29 сентября 2016 г. № 27, утратил силу в связи с ограничением срока его действия временными рамками, указанными в акте – 2016 годом. С 1 января 2017 г. данные приказы не применяются.
Кроме того, приказами Управления по государственному регулированию цен (тарифов) Ненецкого автономного округа от 29 декабря 2016 г. № 87 «О признании утратившими силу отдельных приказов Управления по государственному регулированию цен (тарифов) Ненецкого автономного округа» и от 22 февраля 2017 г. № 3 «О внесении изменения в приказ Управления по государственному регулированию цен (тарифов) Ненецкого автономного округа от 29 декабря 2016 г. № 87» приказы от 18 декабря 2015 г. № 85 и от 29 сентября 2016 г. № 27 признаны недействующими с 1 января 2017 г.
Нормативные правовые акты опубликованы в Сборнике нормативных правовых актов Ненецкого автономного округа № 50 (501) 2 часть от 30 декабря 2016 г., на «Официальном интернет-портале правовой информации» ( http://www.pravo.gov.ru ) 22 февраля 2017 г. за номером 8301201702220004.
Принимая во внимание указанные обстоятельства, суд пришел к выводу о том, что действие правовых норм, являющихся предметом оспаривания, прекращены (утратили силу) до обращения административного истца в суд.
Исходя из правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации изложенной в Определении от 24 ноября 2016 г. № 2531-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы Общества с ограниченной ответственностью «Поволжская тепловая генерирующая компания» на нарушение конституционных прав и свобод ч.1 ст. 210 КАС РФ» проверка судом общей юрисдикции законности нормативных правовых актов, утративших силу к моменту обращения заинтересованного лица в суд, и признание их недействующими вне связи с защитой каких-либо субъективных прав заявителя, то есть в порядке абстрактного нормоконтроля, недопустимы.
При этом судья отметил, что следует иметь в виду, что утрата нормативным правовым актом юридической силы не является препятствием для осуществления закрепленного в ч.2 ст. 46 Конституции Российской Федерации права: оно может быть реализовано в других установленных законодателем для конкретных категорий дел процессуальных формах, которые обусловлены характером спорных правоотношений.
Заинтересованное лицо, в частности, может защитить свои права не путем оспаривания нормативных правовых актов, утративших силу к моменту его обращения в суд, а обжалуя основанные на них решения действия (бездействия) органов власти и должностных лиц, для признания которых незаконными нет препятствий, либо обратиться в суд в рамках искового заявления за защитой субъективного права или за освобождением от юридической обязанности, поставив вопрос о неприменении при разрешении спора данного нормативного акта или его части, поскольку суд, установив при рассмотрении дела несоответствие акта государственного или иного органа акту большей юридической силы, принимает решение в соответствии с последним.
Пресс-служба суда НАО