Глава города Татьяна Федорова обратилась к коллегам с просьбой ответить на вопрос – нужно ли нам сохранить муниципальное автотранспортное предприятие?
- Зачем "убивать" действующее предприятие, на котором все отлажено? – сказал глава поселка Искателей Григорий Коваленко, и его поддержали все участники совещания.
- Мы понимаем, что общая тенденция в стране, - отметил начальник Нарьян-марского АТП Михаил Елисеев, – снять нагрузку как с федерального, так и с региональных бюджетов, а для этого необходимо к 2019 году передать часть маршрутов частным предприятиям. В проекте окружного бюджета на 2017 год субсидия по межмуниципальным маршрутам № 411 и 413 запланирована в два раза меньше расчетной и неясно, как будет осуществляться финансирование во второй половине 2017 года. Я присутствовал на депутатской комиссии, где обсуждался проект бюджета. Как сказал при депутатах представитель Департамента строительства, ЖКХ, энергетики и транспорта НАО, "расписание не меняем, количество рейсов не уменьшаем и будем изыскивать средства на второе полугодие".
Михаил Елисеев проинформировал присутствующих, что у АТП в апреле 2017 года заканчивается договор по межмуниципальному маршруту №411, а в сентябре – по межмуниципальному маршруту №413. Как выяснилось, у окружного департамента есть задумка – ежеквартально проводить конкурсы на эти маршруты. И вполне возможно, что кто-то заявится и выиграет конкурс, муниципальное предприятие к этому должно быть готово.
Как рассказала Татьяна Федорова, в масштабах страны сейчас идет обратный процесс - возврат к муниципальному транспортному обслуживанию, например, в Москве, Чебоксарах, Казани. В тех городах, где власти понадеялись на частных перевозчиков, пассажирские перевозки оказались в плачевном состоянии. Далеко за примером ходить не надо – возьмем Архангельск. Там "умные головы" ликвидировали два популярных и дешевых вида городского транспорта – трамвай и троллейбус, остались только автобусы, да и те – в основном в частных руках. А частникам невыгодно содержать автобусы большой вместимости, низкопольные автобусы и т.д., работать на маршрутах большой протяженности, обслуживающих окраины Архангельска. Частные "ПАЗики" с их теснотой и грязью стали позором поморской столицы. Теперь там задумались о том, как вернуть троллейбус (пока не получается), как заинтересовать частников в приобретении автобусов большой вместимости. Мэрия Архангельска была вынуждена закупать большие автобусы и ставить их на дальние маршруты…Так зачем повторять чужие ошибки и уповать на частные компании? Может, лучше помогать муниципальному предприятию, стремящемуся работать безаварийно и качественно?
- По отношению к Нарьян-марскому АТП это несправедливо, - говорит глава города, - его уже неоднократно разоряли, распродавали за бесценок. Неужели в очередной раз позволим его уничтожить? Автобус сломался, сошел с маршрута – у частников нет никакой ответственности перед горожанами… Они выезжали утром, в обед и вечером, а мы сидели на телефонах и требовали: давайте автобусы, вводите дополнительные рейсы, люди жалуются! Я была "сыта" такой работой. Нас спас Архангельск, поскольку они тогда исполняли полномочия, и оттуда приехала проверка, которая сделала вывод: ни один частный автобус не соответствует требованиям безопасности. Тогда стали отказываться от частных перевозчиков.
От Заполярного района прозвучало предложение о заключении государственного контракта на организацию муниципального маршрута по регулируемым перевозкам на целый финансовый год. Ведь заключили же контракт на обслуживание зимника на три года. Это будет первый шаг, а дальше, при недофинансировании, возможно, придется расщеплять этот маршрут на два, при этом главным критерием станет удобство для пассажиров.
Участники совещания решили обратиться с трехсторонним обращением (от городского округа, Заполярного района и поселка Искателей) к губернатору НАО и Собранию депутатов округа по поводу тревожащей всех ситуации с недофинансированием межмуниципальных автобусных маршрутов №411 и №413.